тишина
Аня Медведева
О проекте
Я вынашивала идею проекта год. Смутные мысли о смене ролей фотографа и фотографируемого, о свободе в фотографии, о фотографии как перфомансе оформились в окончательную идею — съемку в полной тишине. Где я не говорю, что делать и куда смотреть. Где фотографируемый обладает полной свободой, и его ограничивает только пространство и он сам.
Перед съемкой я говорила, что у меня нет никаких ожиданий, что можно делать всё, что угодно, и что всегда можно остановить съемку.
Каждый раз это был новый опыт, новое соприкосновение с другим человеком, каждый раз — сюрприз. Я смотрела перформансы, я участвовала в повседневной жизни, я следила за работой фантазии и свободой действовать, я смеялась, я следовала. В проекте главное - это процесс съемки, а фото - всего лишь подтверждение того, что это было, что опыт прожит.
О Тишине я могу говорить очень долго. Как разные люди взаимодействуют с одним и тем же пространством? Как ощущают время? Как взваливают на себя ожидания? Как отпускают всё?
Из Тишины можно сотворить всё, что угодно. Из Тишины рождается всё.

После съемок я делала короткие заметки, а потом задавала несколько вопросов семи участницам, эти тексты сопровождают фотографии.
Маша
Театральный перформанс в тишине
Я: Предвкушение съёмки. Вначале чувствую, что я на спектакле для меня одной. Наблюдаю и фиксирую. В голове миллион мыслей — надо дать Маше пространство, фотографировать издалека. Момент, когда Маша начинает со мной взаимодействовать через старый плёночный фотоаппарат, неожиданно пугает — я не могу предсказать, что будет дальше — непредсказуемость, смена ролей. Потом Маша убирает фотоаппарат и мне сразу становится комфортно. Прощупываю свои ощущения, должна ли я документировать каждое действие или нет? Могу ли я не снимать? Должна ли я?
В итоге снимаю все, слежу за светом, даже экспериментирую с мультиэкспозицией.
Сложный момент - не понимаю, сколько времени осталось, желание узнать время царапается внутри.
После съемки испытываю благодарность к Маше, думаю, какая же она молодец.
Маша: Когда Аня описала мне идею, я сразу загорелась. Люблю творческие эксперименты) К тому же, получить съемку у прекрасного фотографа, считай, нахаляву — мечта поэта))
«Тишина» ставит вопрос о принципах коммуникации между фотографом и моделью. Как это, если слова запрещены? Понимаете ли вы, что хотите, какие задачи решаете?
Съемка дала мне понимание того, как важно не упускать из виду внешний образ действия. Эксперимент был схож с перформансом — я что-то творила, а Аня что-то снимала. При этом мне хотелось как-то развлечь «человека с фотоаппаратом», чтобы ей было интересно снимать.
Отдельно стоит сказать про время — не хватало какого-то счетчика) Постоянно в голове крутилась мысль: «А не слишком ли быстро я меняю сцены?». Так как опыт съемок с Аней уже был, я пыталась в голове восстановить «расписание» — сколько времени она уделяла кадру в «обычном режиме».
Вначале было довольно комфортно, я подготовила ряд предметов — шарики, блокнот, карандаши, но ближе к концу стала ощущаться напряженность. Хорошо, что через несколько минут такой растерянности зазвонил будильник)
О том, снимают меня или нет, давал знать щелчок затвора. Это помогало ориентироваться, переходить к следующему действию. Так как говорить было нельзя, я старалась как-то преувеличенными жестами показать, что хочу, чтобы меня засняли именно вот так.
Уже после съемки поняла, что для меня важно не то, «как я выгляжу сама по себе», не портретная съемка, а именно «как я выгляжу в процессе действия» — игры, рассматривания картины, собирания пазла.
Я = действие, и в «Тишине» это проявилось довольно ярко.
А сейчас 40 минут тишины в паруминутном ролике. Без отбора, без исключения кадров. Абсолютно все кадры здесь.

Севилья
Музыка в тишине
Я: Перед съёмкой немного страшно от неопределенности, не знаю, чего ждать, хотя это уже третья съёмка вместе.
24 минуты.
Сева попросила поставить музыку, чтобы было комфортнее, я не возражала. Тишина между нами, молчание. Иногда я ловила себя на том, что подпеваю Земфире.
Сева режиссер съёмки, она работала, на каждый щелчок фотоаппарата новая поза. Сева выстраивала кадры, моя задача была в этом взаимодействии снимать каждый кадр. Это как в теннисе: подача-удар-подача = поза-щелк-поза. Сева сказала, что ей было интересно поучаствовать очень это понимаю.
У меня периодически дух захватывало от красоты картинки, и я очень жалела, что не могу сказать об этом.
Мне кажется, Севе было сложно. Сева то пряталась от камеры, закрывала глаза, то глядела прямо в объектив. Я старалась выглядывать из-за камеры, чтобы контакт человек-человек состоялся.
Я никогда не снимала так интенсивно, даже заболели плечи.
Неудивительно, что мы закончили быстрее.
Севилья: На самом деле, не было каких-то определённых ожиданий и надежд на съёмку) Было интересно ощущение процесса в полной тишине) оказалось, что это не так-то просто) даже с моим богатым опытом работы с фотографами, работающими в разных техниках) Сначала ты остаёшься один на один с собой... со своим телом… мыслями… Я не думала о том, что сковывает... как поднять подбородок повыше… но не слишком... как лежит рука... достаточно ли я держу осанку и прочее... тем и интересен процесс, что ты один на один... сам с собой) Лично я не чувствовала время... не видела Анну… не слышала работы камеры... только любимая музыка и воспоминания в голове... связанные с каждой песней) Я меломан) на каждое время года... ситуацию... настроение у меня есть песня... моя песня... зачастую странная.. совсем не популярная) но именно музыка заставляет меня переживать лучшие моменты жизни... это то, что нельзя придумать.. купить или выдумать.. это моя память)
В этот час я прожила лучшие и самые эмоциональные моменты) теперь они есть и на фотокадрах)
А сейчас тишина в паруминутном ролике. Без отбора, без исключения кадров. Абсолютно все кадры здесь.

Аня
Танцевальный перформанс
Я: Мне показалось, что я на танцевальном перформансе - потом оказалось, что в этом была задумка Ани.
Наслаждалась линиями, движениями. Было совершено комфортно и время не угнетало. Аня была независима от щелчков фотоаппарата, действовала параллельно мне. Танец, завязанный на взаимодействии с предметами.
До и после съёмки обсуждали политику и экологию все, что на повестке дня.
Мне захотелось позвать Аню на съёмку про танец. Было очень красиво и немного досадно, что я не могу попросить посмотреть на свет)
Аня: Когда прочитала пост, подумала, чтобы было бы круто передвигаться в тишине по студии и танцевать. Ожидала, что это будет танцевальный перформанс с музыкой, которую слышу только я, ритмом, который чувствую только я. Думаю, все получилось. Это скорее похоже на собственный челендж — посмотреть на себя со стороны без «правильных, постановочных поз».
(Было) кайфово, спокойно. 40 минут пролетели как один миг, кажется, что там ещё осталось столько неизученных предметов).
(Щелчок фотоаппарата был) нейтрален.
А сейчас 40 минут тишины в паруминутном ролике. Без отбора, без исключения кадров. Абсолютно все кадры здесь.

Соня
Естественная тишина
Я: Соня никуда не торопилась, просто жила эти 40 минут, писала в блокноте, читала журнал, смотрела в окно, трогала, ощущала.
От этой спокойной тишины, неторопливости, обычной, в самом лучшем смысле, жизни у меня были мурашки. От непостановочности.
Соня сказала, что пришла потому, что было интересно, без плана.
Мне пришла идея съёмки тишины для двоих
Соня: Не могу сказать, что у меня были какие-то конкретные ожидания. В принципе, так и думала, что будет съемка с разных ракурсов. Было просто интересно, как вообще все будет, и какое у меня будет внутреннее ощущение.
В целом, в тишине было комфортно, но под конец возникло желание закончить, потому что все варианты — куда сесть и что сделать — были испробованы.
Иногда казалось, что ты ждешь от меня каких-то более интересных манипуляций со своим телом, а не просто перемещения из угла в угол :)
Когда камера была направлена — это заставляло подсобраться и подумать, как бы лучше сесть/встать, чтобы было красиво.
А сейчас 40 минут тишины в паруминутном ролике. Без отбора, без исключения кадров. Абсолютно все кадры здесь.

Антонина
Смена ролей
Я: Это была реализация моей первоначальной задумки, когда процессом съёмки управляет фотографируемый. Антонина сама подумывала кадры, позы, эмоции и легко смотрела в камеру. Ей были важны щелчки фотоаппарата как обратная связь и опора.
Съёмка 37 минут, за 3 минуты до финала Антонина попросила закончить.
Она сказала, что первые минут 20 были стрессом, и сердце колотилось, хотя по ней этого не было заметно. Ещё она вспоминала позы моделей и пыталась их повторить. Сказала, что хотела остановить съёмку раньше, но сама себя остановила и вела с собой диалог: «Нужны ещё идеи! Нет их!».
Кто-то приходит на съёмку, чтобы взять, кто-то чтобы дать. Оба варианта интересны и важны.
Это ощущение, что фотограф всегда должен следить за множеством деталей, держать их под контролем, а тут ты словно отдаешь большую часть работы другому человеку. И проще, и сложнее (хочется убрать что-то из кадра, но нет выкручивайся как хочешь).
Антонина: Сложно было вот что: слишком привыкла к тому, что за тебя всё всегда думает фотограф. Когда ты не профессиональная модель, довольно тяжело сориентироваться как позировать, как свет падает, как ты выглядишь в кадре в этот момент. Про ожидания сложно сказать, их не было. Но я думала, мне будет проще молчать, чем оказалось по факту. Я, видимо, болтушка) Время словно замерло, казалось, что оно тянулось медленно. Щелчок камеры мне был необходим, я на него ориентировалась. Мне казалось, что от меня чего-то ожидают, но старалась расслабиться и что-то придумать в процессе. Изначально сердце очень быстро билось, было странное волнение возможно, как раз из-за того, что не было инструктажа в позировании.
А сейчас 37 минут тишины в паруминутном ролике. Без отбора, без исключения кадров. Абсолютно все кадры здесь.

Маша
Риск и эксперименты
Я
Много говорили до. Маша волновалась и сказала, что ночью плохо спала. Я рассказала, что ничего не жду и все ок.
Во время съёмки мне было уже проще, не первый раз все же. Очень много улыбалась я. И было страшно за Машу порой — она карабкалась на лестницу, ставила горшок с цветком себе на голову, проверяла свою гибкость на очень высоком стуле. Хотелось подстраховать, конечно.
Маша работала на камеру, давала время снять. Обратная связь была важна. К середине времени Маша дала волю своей фантазии и начала переставлять все вокруг, формируя сцену, формируя пространство для съёмки. Новое, интересное, свободное. Укутаться в ковер — почему бы и нет) мне кажется тут был перформанс с цирковым уклоном, в самом классном смысле этого слова)
Маша
Я ожидала от съемки, что это будет необычно и, возможно, дискомфортно для меня. Собственно, так всё и произошло.
У меня было несколько этапов того, как я себя ощущала. Сначала мне было просто нормально, потому что я делала все, что можно делать с теми или иными предметами и теми или иными локациями, потом в какой-то момент эти локации закончились, и мне стало дико дискомфортно, потому что я не знаю, что делать чтобы заполнить эти 40 минут и что вообще я делаю какую-то чушь, с другой стороны, можно же делать чушь, и вот этот ворох мыслей меня просто доставал. Но еще через 10 минут меня резко отпустило, и я подумала: «Блин, можно же сделать еще вот это, вот это, вот это!» — и как-то стало нормально и, мне кажется, я бы еще 20 минут выдержала вполне.
Время чувствовалось довольно рвано, оно то растягивалось, то шло как-то быстро. Очень долго шли первые 15 минут, я посмотрела на часы и подумала: «Боже мой, еще столько времени! Как страшно! Как много!», а потом как-то очень быстро пронеслось и, когда уже зазвонил таймер, мне показалось: «Ничего себе! Так быстро!».
На щелчок камеры никак не реагировала, было без разницы.
Я не пожалела, что пришла, это хороший опыт, мы редко бываем наедине с собой, и это отличная возможность побыть с собой, со своим телом, с другим человеком, который, возможно, как-то вторгается в твое личное пространство, но это не плохое вторжение, скорее интересное.
Мне не казалось, что ты от меня что-то ждешь, ты мне сразу сказала, что это моё время, мой выбор.
Я не знаю, я камеры не очень боюсь и было нормально, иногда мне хотелось смотреть, хотелось вызывать тебя на какие-то эмоции, но в целом это просто был крутой опыт.
А сейчас 40 минут тишины в паруминутном ролике. Без отбора, без исключения кадров. Абсолютно все кадры здесь.

Оля
Детство и цирк
Я: Отпустить внутреннего ребенка на волю — вот что делала Оля. С любопытством изучала все предметы, демонстрировала их мне, прыгала, подкидывала подушки, залазила на лестницу/диван/подоконник. Оля — искрящийся вихрь, мне порой хотелось прям расхохотаться от души!
Оля чувствовала, чего ей хочется, в финале захотелось покоя и — вуаля, она просто села в кресло и отдыхала.
А я чувствовала себя ребенком в лучшем цирке мира (в самом хорошем смысле этого слова), меня распирало любопытство, радостный восторг и удивление. Улыбка не сходила с лица, а иногда я тихонечко хихикала.
Оля: Когда я узнала о проекте, я точно поняла, что мне это будет интересно. Я предполагала, что мы будем молчать, но меня обрадовало, что мне было разрешено ходить везде, а не сидеть на одном месте!)
Вокруг меня бывает хаос, вру, хаос не прекращается, поэтому тишину я люблю.
Хорошо, что есть моменты, когда кто-то может запечатлеть тебя, когда ты в привычном для тебя образе. Не всем же делать фотографии с губами и попой.
Ты меня предупредила, что я могу делать что угодно, поэтому главная задача была — не лечь спать))
Как ты себя чувствовала, когда на тебя была направлена камера?
В минуты, когда на меня была камера, надо просто расслабиться и довериться, ты же знаешь, что делать, а если получится одно фото, которое понравится, значит — время того стоило.
А сейчас 40 минут тишины в паруминутном ролике. Без отбора, без исключения кадров. Абсолютно все кадры здесь.
Поздравляю, вы добрались до конца проекта!) Буду рада обсудить с вами Тишину - пишите в инстаграм или ВК, ссылки ниже (на черном фоне).

Аня Медведева
фотограф
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website